Личный кабинет   Версия для слабовидящих
Министерство социальной политики Свердловской области
Меню
08 августа 2018 в 13:11

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ, КАК ПРАВОВАЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

         Проблема жестокого обращения с детьми в замещающих семьях является актуальной в современных педагогических и психологических науках. По статистике МВД ежегодно в России совершается более 100 000 преступлений в отношении детей, из них от жестокого обращения в замещающих семьях страдает — около 200 детей. Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях. Современные исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Большинство исследователей совершенно справедливо считают, что распространение самых различных форм и видов жестокого обращения с детьми обусловлено социально-экономическими и психологическими причинами. Исследователи отмечают, что жестокое обращение зачастую передается из поколения в поколение. Среди современных исследователей нет четкого выявления склонности родителей к жестокому обращению. 10 % детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины. Некоторые из них, наоборот, чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, аддитивного поведения. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков, могут наблюдаться попытки суицида. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки. В результате жестокого обращения с детьми в замещающих семьях одновременно проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества. Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Прежде всего, жестокое обращение по отношению к детям, характеризуется для общества следующими последствиями: потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения; это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей; это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. Хотелось бы отметить, что разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.

Апрель 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
25
26
27
28
29
30
31
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
23
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5